Туризм предполагает перемещение туристов из одного места в другое с помощью определенных средств перемещения. Развитие туризма сильно зависит от транспорта, егобезопасности и скорости. Развитие туризма в ряде стран сдерживается несоответствием внутреннего транспорта мировым стандартам.
По категориям транспорт подразделяют на воздушный, водный и сухопутный. Большинство туристских перевозок осуществляется воздушным транспортом, т.е. международными или национальными авиационными компаниями-перевозчиками, имеющими свои международные коды.
Например:
• SU — Российские международные авиалинии — Аэрофлот-Россия;
• АА — American Airlines — Америка;
• DL — Delta Airlines — Америка;
• AF — Air France — Франция;
• BA — British Airlines — Великобритания;
• LH — Lufthansa — Германия.
На воздушном транспорте существуют авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию и установленным маршрутам, и чартерные рейсы (рейсы вне расписания), арендуемые турфирмой для перевозки туристов.
В зависимости от продолжительности полета меняются формы питания на борту судна:
• В — breakfast — завтрак;
• L — lunch — обед;
• D — dinner — ужин;
• S — snack — легкое питание;
• X — more then one meal — многоразовое питание.
При полете от 2 до 2,5 ч предлагаются холодные закуски, от 2,5 до 6 ч — горячее питание, более 6 ч — два горячих питания, более 12 ч полета — два горячих питания и закуски.
Цена авиаперелета зависит от вида авиакомпании, дальности маршрута, класса обслуживания, условий бронирования.
От класса обслуживания зависят порядок прохождения регистрации, питание в полете и норма бесплатного провоза багажа. Билет, по которому авиакомпания обязуется перевезти клиента в определенное место, является документом, подтверждающим заключение договора о воздушной перевозке.
Выделяют три основных класса обслуживания:
• первый (самый дорогостоящий);
• бизнес-класс;
• экономкласс.
Если в экономклассе кресла узкие и расположены близко друг к другу, то в первом и бизнес-классах они значительно шире и расстояние между ними больше. Питание в престижных классах более обильное, а столовые приборы металлические. Выбор спиртных напитков неограничен. Регистрация пассажиров первого и бизнес-классов осуществляется отдельно от остальных.
Норма провоза багажа в зависимости от класса составляет:
• 40 кг для первого класса;
• 30 кг для бизнес-класса;
• 20 кг для экономкласса.
Стоимость авиаперелета во многом определяется тарифом, тарифы классифицируются на базовые и специальные. Базовые тарифы предполагают перелет туда и обратно. Базовый тариф может меняться в зависимости от сезона. Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату без всяких ограничений. Стоимость билета возвращается полностью.
Специальные тарифы основываются на различных скидках. Скидки условно можно подразделить на две категории:
• специальные, регулируемые международными тарифными правилами, обязательными для всех авиакомпаний;
• рекламные, предоставляемые авиакомпанией на основе внутренних норм и правил. Большинство скидок рассчитаны на экономкласс.
Дети до 2 лет летят за 10% стоимости билета, дети от 2 до 12 лет — за 50% стоимости билета. На чартерных рейсах в предоставлении скидок может быть отказано.
Багаж — личные вещи пассажира, перевозимые им по согласованию с перевозчиком. Пассажир имеет право бесплатного провоза следующих вещей, относящихся к ручной клади:
• дамской сумочки;
• папки для бумаг;
• пальто или плаща;
• пледа;
• зонтика или трости;
• печатных изданий для чтения в полете;
• питания для ребенка;
• кресла-коляски для инвалида.
Не допускаются для перевозки на воздушном судне:
• предметы, которые могут нанести вред воздушному судну, пассажирам или их имуществу;
• предметы, перевозка которых запрещена законом;
• животные (без необходимых справок).
Водный транспорт включает морской и внутренний водный транспорт. На морском транспорте интерес представляют круизные суда, поскольку при организации круизов упор делается на получение положительных эмоций от пребывания на борту судна, а не от скорости прибытия в порт назначения.
Цены на билеты, тарифы и классы на круизных судах зависят от размера судна, комфортности, уровня обслуживания на них, класса кают. В конце XX в. возрос спрос на океанские круизы, что вызвало необходимость строительства океанских лайнеров. Морские лайнеры превратились в плавучие курортные центры с теннисными кортами, ресторанами и казино.
Категории лайнеров подразделяются следующим образом:
• категория К — двухспальная кровать, ванная, телевизор, холодильник, окно с видом на море или океан;
• категория GG — двухспальная кровать, телевизор, холодильник, ванная, окно;
• категория ВВ — двухспальная кровать, ванная, телевизор, холодильник,балкон;
• категория АС — двухспальная кровать, отдельная комната с креслами для отдыха, холодильник, телевизор, ванная;
• категория АА — двухспальная кровать, отдельная комната с креслами для отдыха, холодильник, телевизор, ванная, балкон;
• категория РН — пентхаус с балконом. Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный, автомобильный.
Железнодорожный билет является документом, подтверждающим заключение договора, по которому железнодорожная
компания обязуется перевести пассажира и его багаж в пункт назначения, согласно купленному билету. В стоимость услуг перевозки входят:
• оплата проезда на определенное расстояние;
• право на спальное место;
• плата за страховку от несчастного случая;
• комиссионный сбор за предварительную продажу билета.
Дополнительные услуги, такие как питание и постельное белье, могут как предоставляться за дополнительную плату, так и входить в стоимость билета. Качество обслуживания зависит от вида поезда (фирменный, скорый, пассажирский) и класса размещения (плацкартный, купейный, спальный первого класса).
Автобусный транспорт обеспечивает перевозку туристов на большие расстояния. Туристские автобусы должны быть оборудованы:
• большими панорамными окнами;
• системой кондиционирования с возможностью индивидуальной настройки;
• откидными сиденьями с подставками для ног;
• индивидуальным освещением;
• холодильником;
• туалетом;
• вместительным багажным отделением.
За рубежом широко распространен прокат автомобильных средств в стране пребывания.