Маркетинговая политика банка включает товарную, ценовую и сбытовую политику. Товарная политика банка заключается в определении и изменении характера и ассортимента предлагаемых услуг. Двумя ключевыми задачами этой политики являются формирование базового и текущего ассортимента. Решение о структуре базового ассортимента банк принимает на этапе его создания. Базовый ассортимент может быть узким и широким.
Преимущества узкого ассортимента:
• особое качество услуг, в частности в том случае, если банку удается найти рыночную нишу, не использованную конкурентами;
• экономия на издержках за счет производительности специализированного труда.
Недостатки узкого ассортимента:
• развитие зависит от конъюнктуры в относительно узком рыночном сегменте;
• значительный предпринимательский риск. Преимущества широкого ассортимента:
• привлекательность для клиента, имеющего возможность получать все банковские услуги из одних рук;
• более равномерная загрузка банковских мощностей;
• рассеивание предпринимательского риска. Недостатки широкого ассортимента:
• сложность контроля;
• сложность управления.
Политика ассортиментной гибкости банка может предусматривать:
• расширение ассортимента — введение дополнительных услуг;
• сужение ассортимента — уменьшение существующих услуг;
• замену старых услуг на новые;
• внесение изменений в существующие банковские продукты;
• позиционирование продуктов.
Важное место в системе банковского маркетинга занимает ценовая политика. Ценовая политика банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации. Возможность снизить цену за услуги и потеснить таким образом конкурентов определяется для банка уровнем затрат и рентабельностью услуги.
Тем не менее ниже определенного уровня цена опуститься не может, поскольку операция может стать убыточной, но снижение цен на услуги — важный аргумент в конкурентной борьбе. В маркетинговой деятельности банка цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в обеспечении для него выручки от реализации услуг.
Последовательность действий в процессе ценообразования может быть следующей:
• определение цели маркетинга (обеспечение выживания, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на рынке);
• оценка динамики спроса, определение вероятных объемов услуг, которые возможно реализовать на рынке за короткий период времени;
• оценка изменений суммы издержек банка при различных уровнях объема предоставляемых услуг;
• исследование цен конкурентов;
• выбор методов ценообразования (ценообразование, ориентированное на издержки; ценообразование, ориентированное на рынок; целевое ценообразование).
Сбытовая политика банка может включать анализ и планирование банковской сети, куда входят:
• банковские автоматы;
• филиалы;
• головные отделения банка;
• прямой сбыт.
Для работы с частными вкладами и вкладами организаций нужно иметь хорошо обученный персонал, в первую очередь сотрудников, работающих непосредственно с клиентами. Клиенты настойчиво выдвигают требования обеспечения личного комфорта, т.е. вежливости сотрудника банка и его профессионализма. Сотрудник банка не должен бегать за советами к другим, а быть готовым исчерпывающе ответить на вопросы. Важны и внешний вид сотрудников, культура общения и многое другое.