Строительная продукция как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости для купли-продажи с целью приобретения для личного или общественного пользования.
Это могут быть готовые здания и сооружения, строительные конструкции и материалы, строительные услуги подрядчика, проектно-изыскательская и научно-исследовательская деятельность. В любом случае, покупая жилой дом или любой строительный материал, покупатель должен ощущать очевидную выгоду от приобретенного изделия.
К особенностям строительной продукции как товара следует отнести следующее:
• стационарность как в период создания, так и в течение всего срока эксплуатации;
• продолжительный жизненный цикл строительной продукции (жилой дом легче отремонтировать, чем купить новый);
• высокую капиталоемкость строительной продукции, что ограничивает круг потенциальных покупателей;
• потребительские предпочтения консервативны и менее подвержены моде;
• преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства;
• каналы распределения характеризуются высоким уровнем специализации;
• созданная строительная продукция испытывает жесткую конкуренцию со стороны вторичного рынка;
• необходима четкая процедура финансирования в связи с длительным сроком воспроизведения продукции;
• создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого количества участников и привлечения новых партнеров.
Следует отметить, что ни одна из рассмотренных особенностей строительной продукции не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке, а лишь делает проблемы строительных фирм более многоаспектными и сложными.
При определении стратегий маркетинга для отдельных видов товаров строительного производства у производителя возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе имеющихся характеристик.
Строительную продукцию можно разбить на следующие группы:
• строительные материалы — товары, полностью используемые в процессе строительства (сырье — песок, гравий, глина; продукты и полуфабрикаты — цемент, битум);
• строительные конструкции и изделия — материальные компоненты, которые используются строительно-монтажной организацией в процессе сооружения объектов строительства.
Эти изделия не требуют на строительной площадке никаких доработок, их конструкции и параметры отвечают требованиям проекта. Наибольшее значение при покупке этих изделий имеют цена товара, надежность поставщика, качество продукции и соответствие ее параметров требованиям проекта. Эти условия должны лежать в основе маркетинговых решений;
• готовые здания и сооружения — в городах это многоэтажные или одноэтажные жилые дома. Более состоятельная часть населения предпочитает индивидуальные проекты, учитывающие вкусы отдельных потребителей.
При выборе поставщика строительных материалов и конструкций основными факторами являются простота транспортной схемы, близость производителя к потребителю, соответствие сырья технологическим требованиям производства, надежность поставщика относительно сроков, объемов и стоимости поставок.