Маркетинг, не ограничиваясь чисто сбытовой функцией, представляет собой комплексную системную деятельность, в которой все его функции важны и обязательны. Он затрагивает все сферы деятельности предприятия по вертикали и горизонтали и превращает фирму в единую систему.
Более того, маркетинг применяется не только в традиционных отраслях промышленного производства, торговли и сферы услуг. Он начинает значительно влиять на воззрения людей и их образ жизни. И этим в настоящее время широко пользуются в сфере шоу-бизнеса, спорте и особенно в политике.
В нашей стране политический маркетинг проявляется не только в использовании средств воздействия на электорат, но и в формировании соответствующего имиджа тех или иных политических деятелей, умения общаться с людьми, манеры говорить.
Еще более знаменателен тот факт, что маркетинг постепенно превращается в одну из ведущих отраслей современной экономики, в которой заняты крупные рекламные агентства и центры по проведению маркетинговых исследований. Так, в США ежегодные расходы на рекламу превышают 100 млрд долл. и порядка 2 млрд долл.
Ежегодно расходуется на маркетинговые исследования. Уже сегодня в США на должностях, связанных с маркетингом, работает или двенадцатый работник сельского хозяйства, каждый восьмой — в торговле, каждый четвертый — в промышленности, организаций, занятых политическим маркетингом, насчитыва-i\’ioi более 200. Во Франции около 15% людей, занятых в гражданском секторе, так или иначе связаны с маркетингом.
В России сфера маркетинга может в ближайшее время обеспечены, сотни тысяч и даже миллионы новых рабочих мест, особенно и сфере торговли, туристического бизнеса и шоу-бизнеса.
В качестве субъектов маркетинга выступают производители и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые предприятия. Субъектами маркетинга выступают и специалисты самых разных сфер деятельности:
специалисты по проведению маркетинговых исследований (социологи, демографы, психологи, этнографы);
программисты и математики;
специалисты по проведению рекламных кампаний;
специалисты по организации товародвижения (транспортники, жспедиторы, логистики);
экономисты, статистики;
специалисты по снабжению и сбыту и т.д.
По мнению Ф. Котлера, эволюция маркетинга в перспективе будет осуществляться в виде:
индивидуализированного маркетинга, основанного на более детальной сегментации рынка, нацеленной на удовлетворение все более узкого круга людей или даже конкретного человека;
сверхмаркетинга, основанного на концентрации усилий по удовлетворению одновременно нескольких проблем потребителей;
мультимаркетинга, представляющего собой систему многоканального товародвижения;
турбомаркетинга, заключающегося в поиске возможностей для сокращения времени на создание нового товара, а также на ответную реакцию фирмы на выявленный спрос.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, открывают огромные перспективы для маркетинга, но его развитие тормозится тем, что эта сфера деятельности требует значительных инвестиций на обучение, проведение маркетинговых исследований, реорганизацию многих структурных подразделений фирм.