Понятие товара в маркетинге, виды классификации товаров | Вопросы маркетинга

Понятие товара в маркетинге, виды классификации товаров

Понятие товара в маркетинге, виды классификации товаровОдин миллион четвертьдюймовых сверл был продан не потому, что людям нужны чет-вертьдюймовые сверла, а потому, что им были нужны четвертьдюймовые дырки. Т. Левитт, профессор Гарварда. Маркетинговые исследования рынка и потребительского спроса, в конечном счете, направлены на получение более ясного ответа на вопрос: какие именно товары следует производить, чтобы полнее удовлетворять потребности рынка, естественно, с учетом современного решения возникающих при этом в обществе социально-этических и гуманитарных проблем?

 

Необходимо понять, что такое товар и какие его определения существуют в настоящее время. При этом надо сказать, что понятие «товара» постоянно расширяется. Еще со времен классической экономики товар понимался как продукт труда, предназначенный для обмена. Можно сказать, что товар — это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. В это понятие включаются физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

 

В число товаров вовлекаются все более разнообразные результаты трудовой деятельности людей, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды интеллектуальной творческой деятельности в виде научно-технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства. Свойства товаров приобрели такие объекты купли-продажи, как земля, вода, полезные ископаемые, дикие животные и растения.

 

В этих условиях очень важно иметь представление о классификации товаров. В настоящее время существуют несколько подходов к классификации. Один из них приводит российский ученый И. Березин Биржевые товары — это относительно небольшая, но важная группа товаров, достаточно легко поддающихся стандартизации и играющих большую роль в мировой экономике.

 

Среди них:

  • энергоносители (нефть, газ, уголь);
  • продовольствие (пшеница, сахар, кофе, рис, кукуруза, соль);
  • стратегические товары (золото, уран, платина, никель);
  • металлы (медь, алюминий, серебро, сталь).

Промышленные товары включают в себя:

  • материалы (сырье, полуфабрикаты, детали);
  • капитальные товары (здания, сооружения, оборудование);
  • вспомогательные товары (инструменты, масла, материалы для технического обслуживания и т.п.).

 

Потребительские товары обычно классифицируют в зависимости от характера предъявляемого спроса и подразделяют на шесть подгрупп:

  • товары повседневного спроса (продукты питания, сигареты, проездные билеты, газеты);
  • товары импульсной покупки (книги, журналы, сладости, спиртное);
  • товары экстренного приобретения (лекарства, зонты, пакеты); товары предварительного выбора (мебель, одежда, бытовая техника);
  • товары особого спроса (меха, автомобили, видеокамеры, банкеты, круизы);
  • товары пассивного спроса (страховки, приспособления для бытовых приборов, учебная литература).

Бытовые услуги подразделяются на следующие подгруппы:

  • питание (столовая, кафе, бар, ресторан, банкет); жилье (строительство, ремонт, переоборудование);
  • обслуживание (стирка, уборка, присмотр, ремонт);
  • отдых (билеты, путевки, кино, театр, дискотека).

 

Деловые услуги бывают трех видов:

  • технические (наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт помещений, утилизация отходов производства);
  • интеллектуальные (юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, управленческие, подбор персонала);
  • финансовые (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, управление капиталом).

Социальные услуги могут касаться четырех областей применения:

  • образование (школа, колледж, курсы, училище, высшее учебное заведение);
  • здравоохранение (поликлиника, стоматологический кабинет, косметический салон, больница, консультация, профилакторий, санаторий);
  • безопасность (охрана, расследования, правовая защита);
  • культурное развитие (лектории, экскурсии, музеи, клубы).

В последнее время маркетинговые подходы стали находить применение в отношении лиц, мест и идей. Многим известны маркетинговые акции в отношении артистов, спортсменов, политиков, особенно в период предвыборной кампании. Маркетинг мест начинает применяться, когда речь идет о привлечении туристов в различные города и регионы путем пропагандирования достопримечательностей культурного, природного и оздоровительного характера.

 

Многие факты свидетельствуют о том, что и идеи в области науки и техники, культуры и спорта для своего продвижения также нуждаются в помощи маркетологов. Например, идея здорового образа жизни нашла свое применение в широкой пропаганде создания фитнес-клубов.

 

Для целей маркетинга важна еще одна классификация — разделение товаров на товары, длительное время находящиеся на рынке, и новые товары. Правда, в отношении понятия «новые товары» нет единого понимания. Например, в американской деловой практике новым считается любой товар, выпускаемый конкретной фирмой менее четырех лет. Но это может означать, что любой товар, уже давно продаваемый за границей, может считаться новым в данной стране.

 

На самом деле разумнее считать новым такой товар, который отличается от уже существующих какими-то особыми, чаще всего качественными, характеристиками, отражающими степень новизны. Тогда высшей степенью новизны будет отличаться абсолютно новый товар, не имеющий аналогов в мире. К таковым в свое время можно было отнести телефон Бэлла, фонограф Эдисона, автомобиль, самолет, телевизор, многие виды вооружений.

 

В последние годы мы являемся свидетелями появления больших интегральных микросхем и микропроцессоров, на базе которых созданы персональные компьютеры, сотовые телефоны и многое другое. Достаточно высокой степенью новизны могут отличаться товары, не имеющие аналогов в данной стране, а также товары, в которые вносятся принципиальные изменения потребительских свойств или значительные технологические модификации.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets