В то же время экспансия маркетинга является очень мощной. Фактически мы имеем дело с процессом становления маркетинга в его самом современном виде.
С одной стороны, это положение имеет положительные черты, поскольку зарубежными специалистами был накоплен огромный опыт, который мы можем использовать для решения своих собственных проблем. С другой стороны, это положение и достаточно проблематично, поскольку далеко не всегда опыт зарубежных фирм полностью подходит для России, которая имеет экономическую, социальную и культурную специфику.
2. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что современный русский маркетинг имеет очень широкий охват, поскольку используется в самых разных сферах деятельности, однако глубина его проникновения невелика. Это означает, что в России маркетинг далеко не всегда используется в той мере, в которой это возможно, его применение носит во многом фрагментарный, нецелостный характер. Другими словами, маркетинг нуждается в дополнительном развитии, которое исключит его применение «от случая к случаю».
3. Российская экономика обладает рядом специфических признаков, которые сказываются на особенностях развития русского маркетинга. Главным образом, эта специфика связана с тем, что экономика современной России является переходной (имеется в виду то, что рынок в полном смысле этого слова в нашей стране только формируется).
А это означает, что в России:
а) наблюдается спад товарного производства, вызванный активной экспансией зарубежных производителей, которые видят в России новый для себя и выгодный рынок;
б) спрос российского населения достаточно низок в силу низкой платежеспособности;
в) преобладающим для России является монопольный способ производства, который во многом препятствует формированию современного, полноценного рынка, основанного на конкуренции (пусть даже олигополитистической, то есть связанной с соревнованием небольшого числа очень крупных предприятий).
Конечно, влияние этих факторов все более и более снижается, поскольку до настоящего момента правительство достаточно последовательно проводит политику разгосударствления экономики. Конкуренция постепенно входит в сферы, которые раньше традиционно были (и обычно рассматриваются) как сферы исключительно государственные.
В качестве примера таких изменений можно привести пенсионную реформу, благодаря которой появился ряд частных инвестиционных фондов, а также попытки вывести за пределы государственной де ятельности сферу жилищно-коммуниального хозяйства. Тем не менее, влияние указанных признаков остается достаточно сильным.
4. Наконец, в России наблюдается определенная неравномерность в развитии маркетинга. Она заключается в том, что наиболее активно маркетинг развивается в сферах, в которых ярче всего выражена конкуренция. Это, в первую очередь, сфера услуг, включающая юридическую деятельность, сферу образования, медицину и банковскую деятельность. Спад товарного производства привел к тому, что маркетинг относительно слабо развит в сфере производства.