Конкуренция— основные категории и их сущность | Вопросы маркетинга

Конкуренция— основные категории и их сущность

Конкуренция— основные категории и их сущностьРыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный платежеспособный спрос потребителей в рамках ограниченного сегмента рынка или рынка в целом.

Конкурентоспособность товара — степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя. Схема оценки конкурентоспособности товара

Потребительская ценность товара — максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар.

Запас конкурентоспособности товара — разность между потребительской ценностью товара и той ценой, за которую он был реально куплен. Для потребителя представляет собой неоплаченную, доставшуюся ему даром долю потребительской ценности. Для поставщика является количественной мерой конкурентоспособности его товара.

Принцип компенсации для товаров — закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступаться его достоинствами в других отношениях.

Принцип компенсации для фирм — закономерность, заключающаяся в том, что приспособление фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других рыночных сегментов или уменьшения возможности добиваться успеха на них.

Ограниченная конкурентная стратегия — стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.

Локальная конкурентая стратегия — стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием, научно-техническими заделами или особыми познаниями в специальной области.

Нововведенческая конкурентная стратегия — стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом, часто называют «первыми ласточками».

Дифференциация ниш — процесс размежевания реализованных ниш компаний. Чтобы не вступать в ожесточенные схватки, фирмы стараются не занимать одну и ту же нишу. Каждая из них выпускает чуточку иной товар, чем конкуренты; занимает свой собственный сегмент рынка. Почему покупатель выбирает тот, а не иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги?

 

Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какиетовары будут производить в данной стране. Ответы на них связаны с понятием конкурентоспособности. Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов.

 

Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Хрестоматийной иллюстрацией этого может служить кинематограф: фильмы—победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми. Вместе с тем не следует ставить знака равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара — это, хотя и связанные, но не тождественные понятия.

Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится она только в том случае, если на рынке реально появятся более качественные товары.

Во-вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, скажем, автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов), а потому никогда не будут пользоваться массовым спросом.

Совершенно очевидно, что ценность новых шин для фирмы-потребителя выше, чем старых. И если мы запросим за них, скажем, 16 руб., то сделка окажется для него прибыльной: дополнительные затраты составят 6 руб. (16 — 10 = 6), а прибавка к доходу при реализации велосипеда по новой цене достигнет 10 руб. Легко понять также, что фирме-потребителю, хотя и в меньшей степени, но все же будет выгодно приобретать новые шины и по более высоким ценам — вплоть до 20 руб., когда дополнительные затраты точно сравняются с дополнительными доходами. Очевидно, что это некоторая критически важная граница, которая предопределяет возможность или невозможность совершения сделки. Именно ее М.Портер и предложил назвать потребительской ценностью.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets