Розничная торговля | Вопросы маркетинга

Розничная торговля

Розничная торговляСлово «розничная» происходит от русского глагола «рознить», т.е. разделять, отделять одно от другого, часть от целого. В условиях рыночных отношений, так же как в недалеком социалистическом прошлом, она означала продажу товаров непосредственно населению, т.е. для личного потребления.

В современном нормативно-правовом обеспечении торговли определение понятия «розничная торговля» имеется только в ч. 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля способствует маркетинговой деятельности, направленной на поиск соответствующих групп покупателей, изучение динамики цен, налаживание прочных связей между оптовиками, а также с покупателями. Розничные торговцы реализуют товары конечным потребителям. Розничная торговля решает следующие задачи:

— приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизмененном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

— демонстрирует образцы и пробы на открытых торговых стендах с целью получения заказов на товары (контора по приему заказов);

— осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

— организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих баз или работает вообще без таковых;

— организует «отхожую торговлю» — старейшая форма торговли, к которой относятся:

¦ торговля вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами (молочные продукты, мед, овощи) от дома к дому;

¦ уличная торговля — торговец сокращает домашней хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале с целью продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков и пр.;

¦ мелочная торговля — торговцы предлагают свои товары (фрукты, напитки, мороженое, цветы) на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением (на вокзалах, вблизи учебных заведений, у предприятий) или в местах проведения специальных мероприятий (День города, День знаний и т.п.).

Организационные формы предприятий розничной торговли можно разделить на магазинные, посылочные торговые предприятия и торговлю с доставкой на дом.

 

В практике стран с развитой экономикой существует множество видов магазинных торговых предприятий:

— малый магазин по продаже продовольственных, галантерейных, хозяйственных и других товаров размещается 1 в населенных пунктах и в сельской местности. Он содержит широкий, но не углубленный ассортимент продовольственных товаров, текстиля, а также моющих средств и средств  для ухода за телом;

— специализированный магазин имеет в продаже немного товарных групп (текстиль, обувь, гастрономию или 1 мебель) при большом разнообразии исполнения. Покупатель получает здесь квалифицированное обслуживание и большой  выбор при узком, но разветвленном ассортименте;

— бутик — это название специализированного магазина для подчеркнуто модных товаров;

— специальный магазин торгует товарами определенного вида (шляпы, кофе, рыба) из ассортимента специализированного магазина и может предложить особо богатый выбор, в том числе и для удовлетворения индивидуального спроса;

— универсальный магазин является магазином по продаже продовольственных, галантерейных, хозяйственных и других товаров в виде крупного предприятия. Под одной крышей покупатель найдет разнообразный выбор самых различных сортов и групп товаров;

— рынок потребителей (супермаркет, универсальный магазин самообслуживания) построен на основе принципа самообслуживания. Обширные торговые залы, расположенные чаще всего на окраине города с хорошими возможностями для парковки автомобилей, и широкий ассортимент не создающих проблем для покупателей, часто обновляемых товаров создают атмосферу большого рынка;

— торговые ряды — это специализированные магазины в форме крупного предприятия (текстиль, стекло и фарфор,  товары домашнего обихода) с незначительным побочным ассортиментом;

— торговый центр— это объединение в одном пространстве самостоятельных предприятий розничной торговли и бытового обслуживания различных форм (продовольственные товары, текстиль, кафе, банк, парикмахерский салон) и размеров;

— коллективный универсальный магазин содержится совместно несколькими предприятиями розничной торговли. Отдельные предприятия работают как отделы универсального магазина, поскольку они не указывают названий своих фирм и между ними нет видимых разграничений. Они совместно предлагают свои услуги окружающим и так же совместно осуществляют рекламу;

— магазин в магазине является предприятием розничной торговли, арендующим помещения в универсальном магазине, где оно за свой счет и силами собственного персонала осуществляет продажу своих товаров на выделенной ему площади. Зачастую название фирм-участников не указывается;

— торговый филиал предприятия является торговой точкой децентрализованного крупного предприятия. Характерным для торговых филиалов является наличие аналогичного ассортимента товаров и унифицированное оформление торговых залов и витрин. Централизованная закупка товаров и частично их собственное производство (собственный фирменный знак) способствуют снижению затрат;

— дисконтный дом — это магазин без особого оформления, без индивидуального обслуживания покупателей и сервиса. Ассортимент ограничен ходовыми потребительскими товарами, продажа которых для экономии затрат осуществляется прямо из ящиков и картонных упаковок;

— магазин с низкими ценами предлагает несложные товары широкого потребления ежедневного пользования. Для привлечения возможно более широкого круга постоянных покупателей такие магазины содержат и крупные предприятия универсальных магазинов;

— контора по приему заказов (стол заказов) — это торговая точка, в которой покупатели заказывают товары по образцам, пробам и каталогам;

— ларек (отечественные реалии розничной торговли) — торговая точка, в которой покупателю предлагается повседневный универсальный (специализированный) ассортимент товаров.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets