Мировые цены можно классифицировать по условиям поставки. Существуют 4 группы условий поставки: Е, F, С, D в зависимости от обязательств, принимаемых на себя поставщиком по доставке товара к определенному месту согласно договору.
Термином «Е» — EX Works (EXW) — франко-завод обозначаются условия, когда товар передается покупателю на территории продавца (склад, завод и т. п.).
Затем следует группа «F» — продавец вынужден доставлять товар перевозчику, указанному покупателем:
FCA (Free Carrier) — франко-перевозчик;
FAS (Free Alongside Ship) — франк у борта (=франк вдоль борта);
FOB (Free On Board) — франко-борт судна.
Затем условия группы «С» — продавец должен заключить контракт на перевозку товара, не принимая, однако, на себя риска их утраты или повреждения, а также дополнительные траты, вызванные обстоятельствами, возникшими уже после погрузки и отправки товара:
CFR (Cost and Freight) — стоимость и фрахт + название порта назначения;
CIF (Cost, Insurance and Freight) — стоимость, страхование и фрахт;
СРТ (Carriage Paid То) — оплата перевозки + пункт назначения;
CIP (Carriage and Insurance Paid To) — оплата перевозки и страхование + название порта назначения.
Термины группы «D» определяют условия, когда продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения:
DAP (Delivered At Frontier) — доставлено до… (название пограничной станции);
DES (Delivered Ex Ship) — доставлено с судна… (название порта назначения);
DEQ (Delivered Ex Quay) —¦ доставлено с причала… (название порта);
DDU (Delivered Duty Unpaid) — доставлено до… без оплаты пошлины;
DDP (Delivered Duty Paid) — доставлено до… с оплатой пошлины.
При выходе российского предприятия на мировой рынок не следует злоупотреблять условиями поставки Е. Из-за большой конкуренции ему лучше устанавливать цены С и Е.