Осуществление концепции маркетинга на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать эту концепцию. В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих эффективную работу предприятия, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе.
Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам функционирования рынка. Подразделения службы маркетинга тесно связаны между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные на удовлетворение требований потребителей.
Служба маркетинга может включать несколько подразделений, выполняющих разнообразные функции:
1) отдел анализа рынка выполняет:
• анализ и прогнозирование реальных и потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции;
• исследование потребительских свойств и конкурентоспособности производимой продукции;
• исследование структуры, состава и организации сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;
• разработку предложений по созданию принципиально новой продукции;
2) отдел рекламы и стимулирования спроса выполняет:
• разработку стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;
• организацию участия в выставках;
• разработку предложений по фирменному стилю;
• изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта в стране и за рубежом;
3) отдел сбыта обеспечивает:
• подготовку и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;
• участие в изучении спроса на выпускаемую продукцию;
• организацию оптовой торговли продукцией;
• составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок;
4) отдел технического обслуживания выпускаемой продукции выполняет:
• фирменное обслуживание выпускаемой продукции;
• разработку предложений и организацию работ по обслуживанию техники в гарантийный период;
• обучение покупателей правилам эксплуатации выпускаемой продукции;
• обеспечение своевременной отправки запасных частей в опорные пункты;
5) отдел прогнозирования и планирования маркетинга обеспечивает:
• разработку прогнозов конъюнктуры рынка и стратегии маркетинга;
• разработку стратегии маркетинга;
• изучение потребностей покупателей;
• выявление основных тенденций развития производства.
Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое может иметь место, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективах, планах и заключенных договорах.
Образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочного прогноза или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.