Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей. Размеры фундаментальной ниши и состав входящих в нее сегментов прямо связаны с выбором варианта осуществления своих функций, который сделала та или иная фирма
Фундаментальная ниша определяется отраслью, в которой действует фирма; ассортиментом выпускаемых ею товаров; качественными характеристиками товара, т. е. приданием им конкретных свойств исходя из запроса потребителя. При этом функциональные структуры сбыта формируют и задают производственную программу фирмы.
Нередко рыночный сегмент может быть связан с ресурсной базой фирмы, особенно с ее уникальными ресурсами. Например, мандарины Абхазии, алмазы Якутии, нефть Тюмени и пр.
Аналогично наличие или отсутствие широкой сбытовой сети предопределяет возможность фирмы обслуживать сегменты рынка, связанные с массовым потребительским спросом. Готовность же к несению значительных рисков обязательна для фирмы, действующей в сегменте рынка, связанном с прорывным научно-техническим прогрессом.
Наглядно рыночную нишу той или иной фирмы можно изобразить графически. В основу графика могут быть положены: а) стоимостные и качественные показатели выпускаемой фирмой продукции; б) слои потребителей продукции фирмы.
Однако следует иметь в виду, что в действительности рынок сегментируется не по 1-2, а по множеству параметров. Поэтому если возникает необходимость в графическом отражении реальной ситуации на рынке с определенным товаром, то графики необходимо строить не плоскостными (двухмерными), а значительно более сложными — многомерными, причем каждый параметр, вызывающий сегментацию рынка, должен придавать графику новое измерение.
Не все сегменты рынка, входящие в фундаментальную нишу, фирме удается реально удержать за собой. Дело в том, что фундаментальные ниши нескольких фирм могут частично или полностью совпадать (на графике это будет выглядеть как взаимное наложение ниш). В этом случае лишь от выбора потребителя зависит, товары какой фирмы будут доминировать в соответствующем рыночном сегменте. Иными словами, рынок принимает не все товары, пригодные для данного сегмента, а лишь лучшие из них. Поэтому наряду с понятием фундаментальной ниши экономисты пользуются еще и понятием реализованной ниши.
Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши фирмы, которую она в состоянии освоить и удержать в конкурентной борьбе.
От того, какая часть фундаментальной ниши войдет в состав ниши реализованной, во многом зависит судьба фирмы. На рис. 3 изображены три наиболее часто встречающихся сценария развития событий. Сценарий а реализуется, когда фундаментальные ниши фирм совпадают лишь в незначительной части. В этом случае одной из фирм (фирме Б) удается вытеснить другую из спорного сегмента, но у той все же сохраняется достаточная по размерам реализованная ниша. Обе фирмы имеют возможность продолжить свое существование.
Сценарий возникает при значительной степени совпадения фундаментальных ниш. В противоборство вступили фирмы, чья продукция в основном ориентирована на одни и те же сегменты рынка. В этом случае реализованная ниша проигравшей компании (на рис. 3 — фирмы А) может оказаться недостаточной для ее дальнейшего функционирования.
Наконец, сценарий в осуществляется, когда ни одной из фирм не удается взять верх на спорном участке. Как будет показано далее, такая ситуация истощает обе компании и обычно в долгосрочном плане ведет к усилению сегментации рынка. Первоначально единый сегмент распадается на ряд более мелких, в одних из которых начинают доминировать продукты фирмы А, а в других Б.