Коньюктура рынка | Вопросы маркетинга

Коньюктура рынка

Коньюктура рынкаТермин «конъюнктура» происходит от латинского слова conjungere — соединять, связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Понятие рыночной ситуации включает в себя:

¦ степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

¦ сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

¦ уровень устойчивости или колебания его основных параметров;

¦ масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

¦ уровень коммерческого (рыночного) риска;

¦ силу и размах конкурентной борьбы;

¦ состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

В экономической литературе наряду с приведенным определением существуют и другие понятия рыночной конъюнктуры:

¦ конъюнктура рынка—это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию;

¦ конъюнктура рынка — результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;

¦ конъюнктура рынка — состояние экономики на данный момент времени, определяемое изменениями различных экономических показателей, и др.

Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом:

¦ постоянно действующие (изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий; НТП; воздействие государственного сектора экономики; инфляция),

которые можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;

¦ непостоянно действующие (стохастическое изменение внешних экономико-политических условий, сезонность производства или завоза продукции; стихийные бедствия, локальные конфликты; влияние конкурентов и др.), которые предвидеть трудно и которые учитываются (принимаются) по факту.

В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Задача исследователя конъюнктуры, от решений которого зависит обстоятельность анализа и точность прогноза, состоит в установлении значимости, силы действия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование будет вестись с учетом всех новых явлений и процессов, протекающих в первую очередь в сфере производства и обращения.

Комплексное исследование конъюнктуры включает пять аспектов: анализ производства; спроса и потребления; запасов товаров; условий торговли; цен. При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития — прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным образом тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets