Гжельская керамика. Первый керамический завод в Гжели был основан в 1802 г. крестьянином Куликовым, который, используя богатые традиции гжельских кустарей, начал вырабатывать сортовую посуду и керамические украшения. Первые работы гжельских кустарей и небольших полукустарных заводов отличались своеобразием форм и яркой реалистической росписью.
В отличие от других подобных промыслов, в работах гжельских мастеров отчетливо проявилась русская национальная манера в живописи и орнаменте. Технология производства керамических художественных изделий своеобразна и включает в себя формовку, живопись и глазурование. Изделия вырабатываются из мергелевых гжельских глин с добавлением кварца, известняка и углекислой извести. В сыром виде масса имеет темный цвет, а после обжига приобретает желтоватый или золотистый.
Посуду формуют в гипсовых формах или на гончарном круге. Сформованное изделие сушится на воздухе, затем обжигается. Обожженное изделие покрывается глазурью и снова обжигается. Роспись выполняют вручную. Живописцы расписывают всю поверхность изделия (крытье), или расписывается только центральная часть изделия по белому фону. Основным видом отделки остается подглазурная роспись кобальтом по белому фону. Реже применяется роспись золотом по темно-синему кобальтовому фону. Гжельские мастера выпускают чайные сервизы, чашки, чайники, сахарницы, бокалы, вазы для цветов.
Скопинская керамика. В городе Скопине Рязанской области с давних пор кустари делали гончарные горшки, игрушки из глины и глиняные фигурки. Скопинская керамика возникла на базе местных залежей гончарных глин. С середины XIX в. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов. За последние годы развилось производство своеобразных по форме и самобытных по отделке изделий.
Изделия формуются из глины на гончарном круге, а затем подвергаются ручной доработке. Мелкие изделия лепятся от руки, благодаря чему создаются сложные формы. Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.
Темные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности ско-пинской керамики цвет играет важную роль. В ассортимент скопинских изделий входят вазы, цветочные горшки, блюда, сахарницы. Сосудам могут придаваться формы богатырей, крылатых драконов, баранов, львов с пышной гривой.
Благодаря затейливым формам изделия воспринимаются как декоративная скульптура. Дымковская игрушка. Одной из разновидностей керамических художественных изделий является дымковская (вятская) игрушка, зародившаяся в слободе Дымково близ города Кирова. Обобщенность силуэта, резкая подчеркнутость наиболее характерных деталей, яркая роспись блестящими красками по белому фону — все это делает дымковскую игрушку ценным художественным произведением.
Игрушки лепятся руками из красной жирной глины, отверстия прокалывают палочками. Вылепленная игрушка просушивается на воздухе, потом обжигается в печах. Обожженные игрушки несколько раз покрывают смесью мела с молоком. По белому фону наносится яркая многоцветная роспись анилиновыми и темперными красками — геометрическими фигурами, яркими пятнами, кривыми пересекающимися полосами. Дымковская игрушка нарядна и выразительна.
Богородская резьба. В селе Богородском Московской области издавна существует народный промысел резьбы по дереву. Изделия богородских мастеров вырабатываются двух типов: раскрашенные в яркие цвета игрушки и белые не окрашенные, но декорированные орнаментальной нарезкой. В некоторых случаях изделие покрывается морилкой и лакируется. Заготовки получают из осины, ольхи, липы. Рабочим инструментом является специальный богородский нож. Иногда фигуры приводятся в движение с помощью специальных механизмов, например «мужик и медведь».
Абрамцево-кудринская резьба. Название промысла произошло от села Абрамцево и деревни Кудрино. Сегодня промысел объединяет мастеров нескольких деревень с центром в Хотькове. Мастера создают высокохудожественные предметы быта, служащие одновременно украшением. Это различные по форме блюда, письменные приборы, шкатулки и др.
Хохломская роспись. Название промысла произошло от селения Хохлома Нижегородской области, где с конца XVIII в. развивается своеобразный способ декоративной росписи деревянных изделий. Вначале выпускались только ложки. Изготовленное из мягких пород дерева изделие грунтуется (покрывается слоем жидкой глины), пропитывается сырым льняным маслом и три-четыре раза покрывается олифой. З
атем изделие прогревают в печи, где олифа подсушивается. На эту основу наносится художественная роспись, покрывается олифой и два раза — бесцветным лаком, затем просушивается при температуре около 100 \»С. Хохломские изделия отличаются строгостью цветовых сочетаний — красный и черный, красный, зеленый и черный. Выпускаются декоративные вазы, ложки, сахарницы, бочонки, декоративные блюда.
Федоскинская лаковая живопись. Федоскинские мастера применяют для живописных работ масляные краски. Иногда в качестве фона выбирают перламутр. Основными сюжетными миниатюрами являются традиционные тройки (летние и зимние), пейзажи, натюрморты, темы русских народных сказок. Ассортимент включает шкатулки и коробочки. Федоскинские изделия характеризуются мягкостью светотеней, яркостью колорита и реалистичностью.
Палехские изделия изготавливаются в селе Палех. Рисунок наносится темперными красками с добавлением уксуса и использованием своеобразного приема. На изделие наносят слой сусального золота, а затем тонкой иглой осторожно выцарапывают красочный слой, создавая по цветному фону золотые узоры. Фон — черный, с тончайшими золотыми нитями. Сюжеты миниатюр разнообразные. Наряду со сказочными и былинными сюжетами встречаются литературные и исторические. Фигуры вытянуты, пейзажи условны.
Мстерские изделия. Сцены изображаются на фоне ярких пейзажей — скал, пригорков, растительности. Композиция оформляется тонким золотым орнаментом. Стиль живописи Мстеры строится на реалистичном отображении окружающей действительности. Цветной фон — голубой, розовый, золотистый. Характерная цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая, киноварно-красная. Используются темперные краски.
Холуйские изделия. Особенностью манеры живописи является использование коричнево-оранжевого и синевато-желтого тонов. На фоне пышного пейзажа выписываются фигуры людей. Выполняются композиции на сюжеты былин, народных сказок, произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Используется темперная краска.
Холмогорская резьба по кости. Стиль холмогорских мастеров раскрывается в плоской ажурной резьбе и миниатюрной круглой скульптуре. Ажурная плоскорельефная резьба с разнообразными сюжетными сценами используется для шкатулок, кубков, ручек ножей.
Чукотская скульптура представляет собой миниатюрные скульптуры, изображающие мир северной природы, труд и отдых чукчей.
Вологодское кружево. Все изображения в вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине полотнянкой. Они четко вырисовываются на фоне
узорных решеток, украшенных звездочками и розетками. Узор выполняется в виде крупных, симметричных, обобщенных растительных форм, женских фигур и петухов-павлинов.
Елецкое кружево. Елецкие кружева более тонкие и легкие, без контрастных переходов. Объемность узора достигается за счет разной плотности плетения. Основными мотивами являются снежинки и морозные узоры.