MLM (Multi Level Marketing — многоуровневый маркетинг) и сетевой маркетинг — это одно и то же, но не надо путать с «финансовыми пирамидами». Хотя отдельные элементы сетевого маркетинга можно обнаружить в разных- странах даже в глубокой древности, отцом-основателем MLM принято считать американца Карла Ренборга.
Во времена Великого кризиса он разработал и удачно опробовал свой метод «маркетинга по рекомендациям» для распространения разработанных им пищевых добавок. Позже, в 1934 году он основал компанию «Калифорнийские витамины» (California Vitamins Inc.). В то время многие американцы остались без работы и искали приложения своих сил. А в MLM они смогли получать деньги за рекламу и распространение проверенного на себе товара.
Затем, когда на Западе начался бурный рост экономики и появился избыток товаров, он потребовал новых способов их распространения, особенно для товаров, обладающих специфическими потребительскими свойствами и требующих каких-то особых знаний для получения правильного эффекта при использовании; так возникла необходимость в индивидуальном доведении товара до потребителя.
Исходя из этой потребности и развился сетевой маркетинг, так как его основной смысл в том, что массе специально обученных мобильных агентов становится доступен каждый клиент, у которого может возникнуть потребность в этом виде качественного товара. При этом компания часть прибыли, получаемой за счет экономии на рекламе, обслуживании, транспортировке и хранении продукции, может потратить на оплату услуг своих агентов.
Помимо вознаграждения за обслуживание собственных клиентов, агент, обычно называемый дистрибьютором, получает от компании дополнительное вознаграждение за привлечение себе подобных дистрибьюторов в свою команду, которых сам же обучает успешной работе с клиентами. Тогда он называется спонсором, а все люди в его команде — его помощниками, или иначе «его сетью».
Таким образом, MLM — это такой вид бизнеса, в котором люди, добровольно по личным приглашениям друг друга объединившись в команду, называемую сетью дистрибьюторов, помогают друг другу и другим людям (клиентам) решить их проблемы с помощью своей компании и ее продукции, т. е. производят продвижение качественного товара (услуги) от производителя к потребителю с последующим послепродажным обслуживанием через дистрибьюторскую сеть и получают за это вознаграждение от своей компании, размер которого во многом зависит от положения каждого дистрибьютора в иерархической лестнице.
MLM — это законный вид деятельности, имеющий свою историю, свои правила и свою логику развития. Некоторые авторы вольно или невольно пытаются исказить суть сетевого маркетинга, объявляя, что в сетевых компаниях дистрибьютор получает свое вознаграждение не за проданный, а за закупленный у компаний товар. Такая логика разруши-\’
тельна и она приводит к абсурду, к попытке «поставить все с ног на голову». А объясняется это формальное несоответствие системой компьютерного учета очков при поступлении денег в кассу, иначе это усложнило бы учет.
Есть ведь и продажа в кредит, и т. п. Кстати, именно широкое развитие компьютерной сети и позволило сетевому маркетингу получить такое распространение во всем мире. В противном случае своевременный учет проданного продукта и расчет вознаграждений был бы невозможен. Кроме того, в СШД дистрибьюторы могут вернуть в компанию непроданный товар.
Джен Руэ в книге «Гаечки и болтики MLM» в разделе «Как я впервые познакомилась с MLM» пишет: «После шести долгих месяцев я вернула все назад и отказалась от сотрудничества…» Еще раз. повторю, что не надо путать MLM с мошенническими объединениями, больше известными под названием «финансовые пирамиды».
Мы уже говорили, что родиной сетевого бизнеса являются США, а первой такую форму маркетинга стала использовать компания «Калифорнийские витамины». В 1959 году от нее отделилась компания «Американский путь» (Amway), которая успешно существует до сих пор, а сейчас представлена и на российском рынке.
Развитие компании Amway пошло настолько успешно, что завистники-конкуренты подали на компанию в суд, требуя признать способ ее деятельности незаконным. Судебное разбирательство продолжалось 4 года. В 1979 году суд постановил признать MLM законным видом деятельности, имеющим право на существование наряду со многими другими, такими как оптовая и розничная торговля, торговля в кредит или по индивидуальным заказам по почте и т. п.
Сейчас в системе сетевого маркетинга работает более 5,5 тысяч компаний в мире, только в Москве их уже более 100. Успешным результатом такой работы является легальная возможность организовать свой бизнес с минимальными затратами и зарабатывать неограниченное количество денег, не подчиняясь напрямую никакому начальнику, самостоятельно контролируя затраты времени и организуя свою деятельность. Около 400 американских миллионеров — успешных дистрибьюторов MLM — тому подтверждение.