Демографические факторы рынка в маркетинге | Вопросы маркетинга

Демографические факторы рынка в маркетинге

Демографические факторы рынка в маркетингеДемографические факторы — это особенности рынков с точки зрения численности населения, его плотности и т. д. Очевидно, что экономическая деятельность в Сибири, для которой характерно то, что очень небольшое количество населения рассредоточено на огромных территориях, будет существенно отличаться от аналогичной деятельности в больших городах или даже на европейской территории России.

 

Понятно, что демографические показатели представляют собой важную характеристику среды, в которой действует предприятие. Демографическая среда имеет определенную структуру, то есть состоит из групп людей, которые различаются по свои демографическим признакам.

 

Для демографической среды важным оказываются понятия старения и омоложения — существенных изменений в структуре общества по возрасту. Сами по себе эти процессы можно рассматривать объективно и беспристрастно, но для общества в целом, а также для отдельных предприятий эти процессы не являются нейтральными. Так,- падение рождаемости оказывается угрозой для одних сфер деятельности и одновременно благом для других.

 

С одной стороны, это невыгодно для производителей Детских товаров, которые рано или поздно столкнутся с тем, что рынок, на котором они действуют, сузится. В более далекой перспективе от снижения рождаемости пострадает образование, в первую очередь — коммерческое, так как количество желающих поступить в вузы будет значительно меньше, С другой стороны, снижение рождаемости ведет к тому, что значительная часть средств, которые семьи тратят на детей, будут освобождены: люди потратят их на развлечения, разнообразные товары широкого потребления и т. д.

 

С указанным признаком, также связан другой — количество бессемейных хозяйств. С этой точки зрения обычно выделяют следующие группы: одинокие (разведенные, вдовы, холостяки, молодые), безбрачные хозяйства, семьи с наличием детей. Естественно, изменения в соотношении между отедльными группами порождают разнообразные потребности.

 

Среди других важных признаков демографической структуры можно назвать географическую миграцию, изменения уровня образования, структуризацию по этическим группам.

Поэтому любое предприятие должно исходить не только из актуального состояния рынка, но и из основных демографических тенденций, точно определив, какое значение будет иметь для нее каждая из них. Изучение окружающих условий позволяет выявить как имеющиеся возможности, так и трудности для предприятия.

 

Научно-технический фактор. Научно-технический фактор — еще один аспект внешней среды, который должны учитывать предприятия при выработке маркетинговой программы. Научно-технический прогресс оказывает очень заметное влияние на деятельность любого субъекта рынка. Для производства любого продукта необходимо техническое обеспечение, а потому организация не может производить продукт, который по своим качествам превосходит имеющиеся технологические возможности.

 

Вольно или невольно любая мало-мальски успешная коммерческая организация учитывает общий уровень развития науки и техники и если не стремится быть «впереди планеты», прилагает усилия, необходимые для.того, чтобы не отстать от своих конкурентов.

 

Научно-технический прогресс позволяет существенно повысить качество товаров, сделать более простым, более дифференцированным и более дешевым их производство. Из этого явно следует, что учет последних достижений в науке и технике является абсолютно необходимым в любой маркетинговой программе, поскольку это позволяет предприятию реализовать возможности, связанные с целями маркетинговой деятельности. В частности, снижение цен на товары, повышение их качества или наделение новых функций, а также создание новых товаров в настоящее время невозможны без опоры на научные и технические достижения.

 

Итак, технологии, которые используют предприятия при производстве товаров или указании услуг, должны соответствовать актуальному состоянию научных знаний. Технологии разрабатываются в целом для того, чтобы удешевить производство продукции, получить возможность для повышения качеств или создавать те тбвары, которых раньше просто не было. И любое предприятие, которое не учитывает эти изменения, рано или поздно окажется за бортом, поскольку его продукция просто морально устареет и оно не сможет выдержать конкуренции.

 

В настоящее время неуклонно растут ассигнования на НИОКР. Здесь есть некоторые различия. Так, меньше всех тратят на НИОКР отрасли, производящие лесо-и пиломатериалы, мебель, текстиль, одежду, бумагу и изделия из нее.

 

Больше всех тратят на НИОКР следующие пять отраслей:

1) авиационная и ракетно-космическая промышленность;

2) электротехническая промышленность;

3) химическая промышленность;

4) промышленность средств связи;

5) автомобильно-транспортная промышленность.

 

Однако это не означает, что количество ассигнований растет только в указанных областях. Этот рост просто неравномерен. В действительности в любых отраслях наблюдается более или менее активный рост ассигнований на НИОКР. Далеко не всегда технологические новшества связаны с внедрением чего-то качественно нового.

 

Чтобы не рисковать, предлагая крупные новшества, многие компании ограничиваются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. В этом случае исследовательские работы носят скорее оборонительный, чем наступательный характер.

 

Однако это тоже очень важная деятельность, поскольку под новой упаковкой и с незначительными изменениями товар иногда оказывается легче продать.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets