Природные факторы рынка в маркетинге | Вопросы маркетинга

Природные факторы рынка в маркетинге

Природные факторы рынка в маркетингеПредприятие неизбежно сталкивается с проблемами, связанными с окружающей средой. Не так давно общепринятым было мнение, что природа представляет собой бездонный источник необходимых для производства ресурсов, а природное равновесие является вечным. В наши дни мнение приходится существенно менять, поскольку перспективы природы и человечества кажутся не такими безоблачными.

 

Какие же важные аспекты, связанные с природным фактором, можно выделить?

1. Постепенно люди начинают осознавать возможность дефицита некоторых видов сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, однако это не так. В больших городах проблема чистоты воздуха становится все более и более очевидной; есть мнение, что использование аэрозолей наносит непоправимый вред озоновому слою на земле, который защищает жизнь от губительных солнечных лучей.

 

С водой в ряде районов проблемы возникли уже сегодня. Серьезная проблема возникает в связи с истощением таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.

 

Это касается и менее важных для жизнедеятельности ресурсов, например, продовольствия. В отличие от воды и воздуха, они являются возобновляемыми/поскольку человек может предпринять усилия для выращивания основных продуктов питания. Однако возможности сельского хозяйства также не являются неограниченными (что становится все более и более очевидным из-за роста населения планеты), а плохое состояние почв приводит к тому, что мы получаем отравленные продукты питания.

 

Что касается леса, который ранее казался практически неисчерпаемым ресурсом, то в наши дни подавляющее большинство компаний, занимающихся переработкой леса, вынуждены заниматься и его восстановлением: опасность исчерпания этого ресурса настолько велика, что ставит под угрозу существование этой отрасли промышленности.

 

2. Сейчас все более очевидным становится то, что человеческая деятельность наносит огромный вред природе. Отходы химических и ядерных производств, опасный уровень содержания ртути в водах морей и океанов, содержание ДДТ и других химических загрязнителей в почве и продуктах питания, засорение среды остаточными продуктами

 

человеческой деятельности, не поддающимися биохимическому разложению, — все это реальные угрозы не только для природы, но и для человека. Возможно, утверждения о том, что человечество погибнет, слишком уж сильное, поскольку человек все-таки осознал свое губительное воздействие на природу.

 

Однако над человечеством нависла другая угроза — угроза жизни в неблагоприятной среде, агрессивной по отношению к нему. Впрочем, и эту проблему люди сумели сделать экономически выгодной: в наши дни активно формируется рынок средств по борьбе с загрязнением, начинаются поиски альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда окружающей среде.

 

Осознание проблем окружающей среды не является, так сказать, «равномерным». В большей степени оно характерно для развитых стран, которые имеют средства и ресурсы для того, чтобы обнаружить свое негативное воздействие на природу и разрабатывать менее агрессивные технологии. Хуже обстоит дело в развивающихся странах, где нередко используются самые примитивные технологии, наносящие огромный вред природе.

 

А потому производители, которые не используют экстенсивные и разрушительные технологии, вынуждены через некоторое время закрывать производство, ввиду его нерентабельности и невозможности конкурировать с дешевой импортной продукцией.

Информация для анализа окружающей среды -

(по Г. Я. Гольдштейну и А. В. Катаеву]

 

Природная окружающая среда
- наличие энергии
- наличие сырья
- географические особенности
- направления защиты окружающей среды
- требования по утилизации и вторичному использованию

 

Технологическая окружающая среда
- технология производства
- технология (свойства) товара
- инновации товара
- технологии-заменители
- технологии утилизации

 

Экономическая окружающая среда
- рост национального дохода
- рост внешней торговли
- Изменение платежного баланса
- изменение обменного курса
- тенденции инфляции

- организация сбыта
- рекламная концепция
- затраты на рекламу
- стимулирование сбыта
- связи с общественностью (паблик релейшнз)
- торговые марки
- престиж фирмы
- престиж товара
- распределение
- готовность осуществить поставку
- складская политика

 

Производство
- производственная программа
- технология производства
- целесообразность
- уровень организации и технологии
- степень использования
- производственная мощность
- производительность
- издержки производства
- надежность закупок/снабжения

 

Исследования и развитие
- мероприятия и инвестиции для исследования
- мероприятия и инвестиции для развития
- производительность
- совершенствование методов исследований
- совершенствование продукции
- совершенствование программного обеспечения
- исследования и развитие ноу-хау
- патенты и лицензии

 

Финансы
- капитал и структура капитала
- скрытые резервы
- потенциал финансирования
- оборотный капитал
- ликвидность
- оборот капитала
- интенсивность инвестиций

 

Кадры
- качество персонала
- работоспособность

- участие в работе
- политика оплаты труда/социальное обеспечение
- климат на предприятии
- коллективизм

 

Руководство и организация
- уровень планирования
- методы принятия решений
- контроль
- качество и работоспособность руководящих работников
- целесообразность организации
- информация внутри предприятия
- учет и отчетность
- информация о рынке

 

Потенциал для нововведений
- ввод новых видов деятельности на рынке
- освоение новых рынков
- освоение новых каналов сбыта

 

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets