Еще один способ сегментирования — разделение потребителей на категории в зависимости от значения для них товара, отношения к нему или реакции на его различные потребительские характеристики. Частота использования конкретного товара позволяет сегментировать потребителей в зависимости от их поведения. Это относится как к рынку потребительских, так и к рынку промышленных товаров.
В этом случае фирма делит рынок на потребителей, которые вообще не пользуются его товарами, бывших, потенциальных, случайных и стабильных покупателей. Концентрируя свое внимание на постоянных клиентах, компания получит больше «на каждый рубль, затраченный на маркетинг». Существует еще один подход: разделить потенциальных потребителей на группы в зависимости от того, чей товар они покупают — ваш или вашего конкурента. Это дает возможность разработать такие маркетинговые методы, в которых будут учтены слабые стороны конкурентов.
Психографическое сегментирование основывается на психографии — сравнительно новой науке, которая характеризует потребителей с точки зрения их психологического склада, их роли в общественной жизни, рода деятельности, жизненных позиций, интересов, мнений и образа жизни. Такого рода анализ помогает оценить, почему люди ведут себя на рынке так, а не иначе. Менеджер должен, в частности, выявить: какие товарные знаки предпочитает потребитель, какие программы радио и телевидения он любит больше других, каков круг его чтения и что он думает о себе.
При помощи сегментирования рынка компании легче установить, каких целевых потребителей целесообразно обслуживать и чем их привлечь. После определения возможностей различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу, фирме необходимо решить: сколько сегментов ей целесообразно охватить и как выявить самые из них выгодные.
Фирма может воспользоваться тремя возможностями охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг. Если фирма решит пренебречь различиями в сегментах и обратиться с одним и тем же предложением ко всему рынку сразу, то в этом случае она концентрирует усилия не на отличиях друг от друга нужд клиентов, а на том, что в этих нуждах общее.
Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые должны показаться привлекательными возможно большему числу покупателей. Фирма опирается при этом на методы массового распределения и широкомасштабной рекламы. Такая форма маркетинга экономична. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке относительно невысоки.
Затраты на рекламу также держатся на сравнительно низком уровне. Фирма, прибегающая к подобному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые масштабные сегменты рынка. Когда к подобной практике склоняется несколько фирм одновременно, в крупных сегментах возникает интенсивная конкуренция, а покупатели в более мелких сегментах оказываются менее удовлетворенными .
При дифференцированном маркетинге фирма принимает решение действовать на нескольких сегментах рынка сразу и разрабатывает для каждого из них отдельные предложения, надеясь, что благодаря упрочению позиции в ряде ниш рынка ей удастся завоевать хорошие позиции.
Еще одна маркетинговая возможность является особенно привлекательной для фирм с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на скромной доле большого рынка фирма направляет их на значительную долю одного или нескольких субрынков. Но надо заметить, что данная форма маркетинга связана с повышенным риском.
Для того, чтобы произведенный товар был доведен до потребителя, необходима определенная система распределения. Большинство производителей предлагает свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. Такой канал представляет собой совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар (услугу) на их пути от производителя до потребителя.
Использование посредников объясняется в основном их эффективностью в деле обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации, размаху деятельности, деловой хватке посредники предлагают фирме больше того, что она способна сделать в одиночку. Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от потребителей.
Решение о выборе каналов распределения — одно из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек.
Выбрав конкретный маркетинговый канал, фирма должна, как правило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Выбор канала оказывает существенное влияние на прочие составляющие всего комплекса маркетинга.
Любой фирме приходится разрабатывать несколько вариантов достижения рынка. В отличие от прямой продажи эти пути к рынку представляют собой каналы с одним, двумя, тремя и более уровнями посредников. Для каналов распределения характерны постоянные, нередко драматические перемены. Три самые существенные тен-
денции последнего времени — распространение вертикальных, горизонтальных и многоканальных маркетинговых систем. Тенденции эти имеют важные последствия с точки зрения сотрудничества, конфликтов и конкуренции в рамках каналов распределения.
Формирование канала требует изучения основных вариантов его возможной структуры с точки зрения типа и числа посредников. Управление каналом требует отбора и мотивирования квалифицированных посредников. Необходимо периодически проводить оценку деятельности каждого отдельного участника канала, сравнивая его прошлые и нынешние показатели сбыта, сопоставляя его показатели сбыта с показателями других представителей канала. Участники канала распределения выполняют ряд важных функций:
— исследовательская работа, сбор информации, необходимой для планирования и улучшения обмена;
— стимулирование сбыта;
— установление контактов, налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
— приспособление товара, подгонка его характеристик под требования покупателей (производство, сортировка, монтаж, упаковка);
— проведение деловых переговоров, согласование цен и иных условий для последующей передачи собственности на товар;
— организация товародвижения, транспортировка и складирование товара;
— финансирование, изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
— учет риска, принятие на себя ответственности за результаты деятельнбсти канала.
Для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы все чаще прибегают к использованию многоканальных маркетинговых систем. Они применяются для обслуживания разных заказчиков.