Штриховой код как средство информационного обеспечения маркетинга | Вопросы маркетинга

Штриховой код как средство информационного обеспечения маркетинга

Штриховой код как средство информационного обеспечения маркетингаШтриховой код есть системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные массивы цифровых и (или) алфавитных данных.

Как система штриховое кодирование содержит следующие элементы:

— собственно штриховой код, наносимый на само изделие или прилагаемый к нему товарный ярлык;

— устройство считывания-декодирования штрихового кода;

— вычислительное устройство — ПК.

В настоящее время применяется большое количество различных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками. Условно они подразделяются на две группы: товарные и технологические.

Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Международной ассоциацией товарной нумерации продукции EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация «Юнискан».

Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующего применения потребителями. Но чаще технологические коды применяются для идентификации различных объектов мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов как элемент автоматизированной системы управления предприятием. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM. В нашей стране на методической базе AIM ведутся разработки национальных стандартов на символику штриховых кодов, места их расположения на товарах и качество нанесения.

Линейное кодирование — это метод автоматизированного сбора данных, при котором источником информации является линейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины.

Штриховой символ кодового слова, как правило, состоит из четырех частей:

— комбинации элементов «Начало», обозначающей начало слова и определяющей направление считывания;

— серии информационных элементов, т. е. элементов, которыми представлены данные;

— комбинации элементов одного или нескольких контрольных знаков, обеспечивающей автоматическую проверку правильности считывания и надежность дешифрации закодированных данных;

— комбинации элементов «Конец», обозначающей конец слова.

Каждый штриховой код вне зависимости от версии характеризуется следующими показателями: числом и высотой знаков, шириной модуля и др.

В международной структуре кодов EAN-13 первые две-три цифры, называемые обычно «флагом», обозначают страну происхождения товара. Присвоение кода внутри любой страны производится торгово-промышленной палатой, где регистрируется каждый производитель товаров. Следующие четыре-пять цифр указывают на фирму—изготовитель товара. Затем наносятся еще пять цифр, обозначающих код товара (см. ниже).

XXX Код страны происхождения товара

ХХХХХ Код фирмы-производителя товара

ХХХХ Код товара

(номер артикула)

X

Контрольная цифра

Международная структура кодового слова EAN-13

Последняя цифра контрольная и используется для правильного считывания предшествующих 12 цифр, обеспечивая тем самым надежность штрихового кода. Рассчитывается она по следующей методике:

— складываются цифры, стоящие на четных позициях кода;

— результат первого действия умножается на 3;

— складываются цифры, стоящие на нечетных позициях кода;

— складываются результаты 2-го и 3-го действий;

— определяется контрольное число, представляющее собой разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.

В том случае, если маркируются товары, габаритные размеры которых не позволяют разместить штриховую версию EAN-13, можно воспользоваться версией EAN-8, структура кодового слова которого представлена на ниже.

XXX Код страны происхождения товара

XXX Код фирмы-производителя товара

XX X

Код товара Контрольная

(номер цифра артикула)

Международная структура кодового слова кода EAN-8

Использование данного кода характерно для товаров, продаваемых вразвес.

Все разновидности кода УПЦ/EAN наиболее распространены для кодирования товаров в пищевой промышленности. Кроме того, он широко используется в оптовой и розничной торговле, являясь комплексным кодом с точки зрения считывания и печатания.

В промышленности чаще всего прибегают к коду 39, содержащему как цифровую, так и алфавитную информацию, с помощью которой можно закодировать 42 характеристики продукта.

Довольно часто применяется и код 128, позволяющий кодировать номер партии товара, дату его изготовления, срок реализации, гарантийные условия и пр. В медицинской промышленности широко распространен код Кодабар (Codabar), имеющий высокую надежность и сочетающий в себе цифровой код и алфавитную идентификацию. Его используют, как правило, при кодировании операций по переливанию крови. Кроме перечисленных в практике используются коды 93, 460, 469, 978, ISSN (для газет), ISBN (для книг) и др.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets