Диверсификация — стратегия маркетинга, при которой создаются множества новых разновидностей продукта (или видов деятельности фирмы), заполняющие реальные рыночные ниши.
В практике маркетинга нашли широкое применение следующие разновидности диверсификации: концентрическая, горизонтальная и многоотраслевая (конгломератная) При горизонтальной диверсификации предприятие пытается расширить ассортимент за счет новых товаров-аналогов, которые могут вызвать интерес у его традиционных потребителей; например, вы производили гусеничные трактора, теперь предлагаете потребителю колесные.
Концентрическая диверсификация означает, что вы расширяете ассортимент своих товаров (или услуг) за счет новых, которые в совокупности с уже существующим товарным ассортиментом приводят к умножению достигаемого эффекта. В деловой практике такое явление получило название синергизма — превышения совокупного результата над суммой отдельных эффектов.
Например, формирование наборов косметики, очень распространенная в недавнем прошлом система распространения дефицитной литературы с «довеском» — книгами, не пользующимися спросом. Примером концентрической диверсификации является также предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей сложной техники.
Многоотраслевая диверсификация означает попытки фирмы расширить ассортимент товаров для потенциальных покупателей, ориентируясь на их перспективные потребности.