В процессе рыночного взаимодействия контрагенты рынка — производители, посредники, потребители — вступают в различного рода взаимоотношения, результатом которых могут быть не только действия, связанные с вещественными взаимоотношениями (купля-продажа товара), но и комплекс операций, сопровождающих или обусловливающих эти взаимодействия, которые опосредованы различного рода сервисными услугами.
Сервис услуг может иметь место на различных стадиях логистической цепи продвижения товаров от изготовителей к потребителям. По нашему мнению, разнообразие услуг, предоставляемых клиентам (под клиентами понимаются как физические, так и юридические лица, покупающие услуги), скоро не будет уступать разнообразию товаров.
Сервисная услуга — достаточно новое явление для отечественной экономики. Исходя из этого, целесообразно перечислить основные свойства таких услуг:
— создание условий для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека без изменения вещества природы;
— отсутствие прямой созидательной роли в формировании потребительной стоимости в натурально-вещественной форме;
— создание полезного эффекта, который не существует как отличная от потребительной стоимости вещь и может потребляться лишь в процессе производства (например, транспортирование грузов, хранение товаров и другие формы полезного эффекта услуг);
— целевая направленность на продукт и на удовлетворение определенных потребностей человека;
— услуги в отличие от вещи не могут накапливаться впрок, а потребляются в момент их производства;
— производитель услуги фактически не является ее потребителем, что принципиально отличает услугу от вещи, которая может быть предназначена не только на продажу, т. е. для других, но и для удовлетворения потребностей ее производителя.
В свое время отечественная экономическая наука исходила из теоретической предпосылки, что услуга обусловлена спецификой капиталистической формы деления труда на производительный и непроизводительный, а не в связи со специфическим характером труда, ее создающим. Современный подход к систематизации услуг по наиболее общим классификационным признакам позволяет выделить следующие их блоки:
— по социально-экономической природе;
— в зависимости от характера предоставления услуг;
— по функциональному критерию;
— по назначению;
— по отраслевой принадлежности;
— по стадиям жизненного цикла товаров;
— по направленности услуг.
Если исходить из основополагающих (конституирующих) признаков услуг, их основное назначение предполагает создание необходимых условий функционирования производства, обмена продуктами труда в сфере товарного обращения и реализации жизненных интересов человека. Исходя из этой цели и формируется набор сервиса услуг (см. схему).
Одной из основных характеристик современной рыночной экономики является рост значения сферы услуг. На это указывают многие показатели, среди которых динамика роста производства в этой сфере по сравнению с другими областями хозяйственной деятельности, ее доля в общественном производстве и количество занятых в этой области.
Значительное воздействие на состояние национального и мирового хозяйства оказывает и развитие коммуникационных услуг (компьютерные услуги, услуги в области информатики и т. д.), входящих в комплекс сервиса и привносящих прогрессивные изменения в производство, распределение и потребление. Одновременно с ростом вклада сферы услуг в развитие мирового хозяйства расширяется и международная торговля услугами. По некоторым данным, на долю услуг приходится 20—30% мировой торговли, в которой участвуют все страны, хотя доминирующие позиции занимают промышленно развитые.
В экономической литературе существует большое число определений «услуга», однако ни одно из них не получило всеобщего признания в связи с неоднородностью услуг. Поэтому в большей части теоретических исследований и данных статистики услуги классифицируются исходя из локальных задач исследования, цели статистического представления о деятельности сферы услуг или ее отдельных элементов.