Этикет в системе международного маркетинга | Вопросы маркетинга

Этикет в системе международного маркетинга

Этикет в системе международного маркетингаЭтикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

— придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

— дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

— воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

— общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом, в том числе и при проведении коммерческих операций.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или их нарушение может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

 

Однако отклонение от положений этикета при проведении международных сделок — если и не в полной мере межгосударственная дипломатия, то во всяком случае часть ее. Поэтому отклонения от традиционных канонов этикета и незнание его страноведческих особенностей могут повлечь достаточно серьезные неприятности для бизнесменов.

Нормы этикета в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Основные положения этикета сводятся к следующим:

¦ Хорошие манеры. Поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

¦ Вежливость. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. Всем известны слова Сервантеса: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах.

¦ Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека может возникнуть чуство незаслуженной обиды, огорчения, а иногда и боли. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

¦ Скромность. «Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, — утверждает Д. Карнеги. — А человек, который думает только о себе, — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».

Современному коммерсанту, маркетологу надо хорошо запомнить, что в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не сколько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому, к своему государству.

Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets