Для того чтобы магазин не затерялся среди множества ему подобных, он должен обладать неповторимым обликом, которого можно добиться за счет оформления фасада и внутреннего устройства. Подчеркнуть имидж магазина, даже построенного по типовому проекту и использующего типовое оборудование, можно, используя творческий подход к созданию его интерьера.
Под интерьером понимается как внутреннее пространство здания, так и убранство и оформление отдельных его помещений. Основная задача интерьера магазина — обеспечить показ товаров, удобство приобретения их покупателями и комфортность работы обслуживающего персонала.
Свойства отделочных материалов влияют на художественную выразительность интерьера. При их подборе учитывают функциональное назначение, размеры, архитектурные особенности помещений магазина, а также эстетические и эксплуатационные качества самих материалов.
Отделочные материалы должны обладать прочностью, износоустойчивостью, быть звукопоглощающими, водоотталкивающими, гигиеничными, удобными в эксплуатации.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями материалы, применяемые для отделки торговых залов, помещений для хранения товаров и их подготовки к продаже, должны быть влагостойкими, не меняющими своих свойств при мытье и дезинфекции.
Цвета отделочных материалов для стен, пола и потолка должны соответствовать архитектурным элементам и не отвлекать внимания покупателей от выложенных товаров.
В организации интерьера большое значение имеет рациональное сочетание естественного и искусственного освещения. Естественное освещение зависит от величины оконных проемов, их расположения относительно сторон света, времени суток и климатических условий.
Освещение является сильнейшим инструментом для создания желаемой атмосферы магазина. Осветительные приборы как элементы декоративного оформления входят в оборудование всего, что рекламирует товар. Тип и количество светильников зависят в каждом конкретном случае от площади поверхности, вида и потребностей объекта освещения.
Освещение может быть:
• общим (разлитым по всему помещению или поверхности);
• специальным (настенным, напольным, подпотолочным);
• в виде плотного пучка, предназначенного для концентрации внимания в определенном месте.
Каковы бы ни были сочетания осветительных элементов, на которые падает окончательный выбор дизайнера, предпочтение должно быть отдано приборам, не вызывающим обесцвечивания и не создающим теневых участков. Только таким образом можно обеспечить создание так называемых оазисов света и тени, которые способствуют показу товара «в более выгодном свете» и делают приятным пребывание в помещении.
Учитывая, что 80% информации, получаемой человеком, воспринимается им при помощи зрения, необходимо обеспечить обильное освещение объекта. Чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны товара.
Психологическое значение имеют:
• нужный оттенок освещения;
• источники освещения;
• распределение света в помещении.
Психологи полагают, что свет бросает вызов, свет призывает к действию и провоцирует покупателя на принятие решения о покупке товара.
Независимо от сочетания осветительных приборов целесообразно стремиться к обеспечению:
• оптического удобства, т.е. такого количества и качества освещения, которое создает нормальные для зрения условия;
• совершенства общей картины освещаемой поверхности, улучшающей ее внешний вид и создающей подходящую атмосферу;
• оптического руководства посетителем, т.е. его систематического ориентирования на цели, необходимые для осуществления продажи;
• высокой эстетичности или декоративности источников света (дизайна осветительных приборов).
Рекомендуется избегать:
• холодного освещения, ослабляющего впечатление от освещаемых объектов;
• перегрева, вызываемого определенными осветительными приборами;
• создания слишком затемненных участков освещаемой поверхности;
• нежелательных эффектов отражения света.
В любом случае необходимо руководствоваться принципом, который заключается в том, что в расчет принимается угол зрения покупателя, а не продавца. Освещение должно быть таким, чтобы покупателю с первого же взгляда была видна полезность товара и становились явными их преимущества по сравнению с конкурентными товарами.
Максимальному использованию естественного освещения способствуют содержание в чистоте застекленных проемов, а также использование отделочных материалов светлых тонов для стен и потолков.
Аудиосообщения, наряду с приятной музыкой, можно услышать в крупных торговых центрах. Сопровождая покупателя в течение его путешествия по отделам и этажам магазина, данный вид рекламы не только является своеобразным гидом по огромному торговому пространству, но и позволяет направить внимание на особо интересные точки. Музыка оказывает влияние на скорость передвижения покупателя в магазине и его поведение.
Чем быстрее темп музыки, тем быстрее покупатель передвигается по магазину, и наоборот. Характер музыки способствует выбору определенных видов товаров. «Агрессивная» мелодия повышает объем продаж алкогольной продукции, романтическая — сладостей.