Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями самого сельского хозяйства, среди которых можно выделить несколько основных.
1. Зависимость от природных условий. Производство сельскохозяйственной продукции определяется землей, ее качеством и интенсивностью использования. Это определяет объем, ассортимент и качество конечной продукции.
2. Сельскохозяйственная продукция относится к категории товаров первой необходимости. Удовлетворение потребностей покупателей следует осуществлять с учетом их пола, возраста, состояния здоровья. Сельскохозяйственная продукция скоропортящаяся, поэтому требует оперативной поставки, особой упаковки и специального обслуживания.
3. Несовпадение периода производства и потребления. Продукцию растениеводства получают один раз в год, а потребляют в течение всего года. Специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать спрос, рыночную конъюнктуру. Сезонность сельскохозяйственного маркетинга влияет на формы и методы агромаркетинга.
4. Разнообразие форм собственности в агропромышленном комплексе, разнообразие видов стратегии и тактики, совершенствующих формы и методы агромаркетинга. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
5. Низкий уровень научной проработанности. Не сформировалась окончательно наука об агромаркетинге, отсутствуют и рекомендации по его осуществлению. Для эффективной работы на рынке сельскохозяйственной продукции необходимо знать функции агромаркетинга, чтобы принимать научно обоснованные решения.
Не менее важно знание функции агромаркетинга, чтобы принимать обоснованные управленческие решения. Все функции маркетинга в АПК можно классифицировать по двум критериям: по содержанию и объекту воздействия. Первые можно назвать общими, а вторые — конкретными.
Общие функции агромаркетинга — управление, организация, планирование, прогнозирование и целеполагание, анализ, оценка, учет и контроль.
Управление представляет собой виды деятельности по поддержанию действия системы маркетинга в заданном направлении. Организация создает целостность, единство и упорядоченность работы службы маркетинга. Все элементы системы маркетинга, объединяясь, создают единое целое. Планирование определяет целевую программу и обеспеченность необходимыми средствами. С его помощью осуществляются планомерное производство, управление и маркетинг.
Прогнозирование и целеполагание обеспечивает прогноз на основе использования экономико-математических методов. Если прогнозирование выполнено, далее разрабатывается целевая программа, или дерево целей маркетинговой деятельности. Анализ представляет собой сбор, обработку, систематизацию и изучение информации, выявление отклонений от заданных программ и определение их причин, уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений.
Оценка подводит итог выполнения предыдущих функций и позволяет определить, правильно ли было выбрано направление маркетинговой деятельности.
Учет и контроль необходимы для контролирования фактического выполнения процесса маркетинга. Контроль должен быть всеобъемлющим, постоянным, своевременным и эффективным.
Конкретные функции агромаркетинга — исследование рынка, изучение потребительского спроса, анализ окружающей среды, поддержание жизненного цикла продукции, товародвижение и сбыт продукции, формирование спроса и стимулирование сбыта продукции. В процессе маркетинговой деятельности общие и конкретные функции взаимосвязаны. Сельскохозяйственный маркетинг проявляется в самых разнообразных формах хозяйствования, деятельность которых направлена на организацию производства, а также на реализацию конечной продукции.
Для достижения высокой рентабельности, продвижения товара на рынке следует действовать с учетом маркетингового подхода. В сельскохозяйственных предприятиях маркетинговая деятельность может быть эффективной при условии, что ей занимаются все работники аппарата управления, а содействуют ей все работники сферы производства.