Любая организация стремится к завоеванию значительной части рынка — той его части, которая может обеспечить ее процветание или, по крайней мере, ее нормальное существование. Естественно, это предполагает решение целого ряда задач: определения особенностей рынка, анализ деятельности конкурентов, выработку эффективной системы производства, налаживание связей с поставщиками сырья, оборудования, а также с оптовыми покупателями, формирование сетей сбыта продукции и т. д.
Далеко не последнее место среди факторов, «отвечающих» за успех организации, занимает качество продукции. Организация может быть конкурентоспособной только в том случае, если предлагаемые ею товары или услуги удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним потребителями, а также выгодно отличаются от аналогичных товаров или услуг. Конечно, преимущество товара или услуги может достигаться при помощи уменьшения затрат на производство, благодаря чему снижается цена (а нередко — и качество продукции). Качество продукции — еще один из путей повышения конкурен тоспособности организации.
Качество продукции и цели управления качеством говоря о качестве продукции, имеют в виду ряд ее свойств, которые делают ее пригодной для удовлетворения тех или иных потребностей. При этом иногда необ ходимо понимать качество в широком смысле, то есть с учетом дополнительных характеристик, которые дела ют товар более конкурентоспособным.
Улучшение качества продукции можно понимать двояко. С одной стороны, оно может заключаться во внедрении новых технологий, благодаря которым по вышается средний уровень данного типа товара или услуги. С другой стороны, под улучшением качества можно понимать и уменьшение количества брака в процессе производства. В менеджменте под управле нием качеством понимают уменьшение изменчивости процесса производства. Технологические изменения процесса производства, влияющие на изменение, сред него уровня качества, изучаются инновационным ме неджментом.
Что такое изменчивость? Под изменчивостью пони мают колебания в условиях труда и параметрах техно логического процесса, а также постоянную смену па раметров продукции, связанную с требованиями заказ чика. Например, мастерская, занимающаяся изготовлением дверей, постоянно сталкивается с необходимостью удовлетворять требования заказчика. В условиях массового производства изменчивость нередко становится причиной того, что качество продукции снижается.
Управление качеством товара — далеко не простая задача. Дело в том, что качество продукции зависит от целого ряда факторов экономического, технологического и социально-психологического характера. Любой менеджер, имеющий дело с производством, должен понимать, каким образом эти факторы могут оказывать воздействие на качество продукции.
Методы управления качеством. В менеджменте принято выделять три группы методов, используемых при управлении качеством:
1) общие методы,
2) методы регулирования технологических процессов,
3) статистические методы.
К общим методам относят контроль, метод самоконтроля, кружки качества.
1. Контроль — это оценка качества изготовленного изделия, осуществляемая специально подготовленным лицом с целью определения соответствия данного товара стандартам, действующим в данной сфере производства или на данном предприятии. В настоящее время контроль используют не так часто, а сама эта форма претерпевает существенные изменения.
Исследователи и практики постепенно начинают понимать, что контроль не должен быть слишком жестким, поскольку это снижает степень доверия среди работников.
Впрочем, контроль за работником — не единственная форма контроля. Дело в том, что качество производимой продукции в значительной степени зависит от качества сырья, из которого она изготовлена. Другими словами, если товар недостаточно качественный, это не значит, что обязательно виноват работник, изготовивший его.
2. Метод самоконтроля предполагает, что работник самостоятельно стремится повысить качество изготовляемой им продукции или предоставляемой услуги. Основное препятствие в использовании этого метода заключается в том, что работник может относиться к своей работе недостаточно ответственно. Чтобы избежать этого, необходимо убедить работника в том, что ему следует изменить свое отношение к работе. Естественно, это невозможно, если не осуществляется разумное и грамотное руководство.
3. Кружки качества — еще один метод управления в данной сфере. Этот метод впервые был использован в Японии в начале 60-х годов прошлого века. Сущность его заключается в том, что ряд работников предприятия (от трех-четырех до десяти-пятнадцати человек) образуют небольшие объединения, целью которых является решение проблем, возникающих в процессе производства. Как правило, в подобные объединения вступают работники, связанные их ролью в технологическом процессе.
Кружки качества позволяют обеспечить непрерывность обучения и обмен опытом между работниками. Благодаря кружкам качества отдельные работники могут как передавать другим свои способы эффективной работы, так и получать от других информацию о том, как повысить качество продукции. В процессе проведения заседаний работники могут не только обмениваться личным опытом, но и изучать нормативные, методические и прочие документы, устраивать «мозговые атаки», направленные на решение проблемы, обсуждают результаты, полученные при использовании новых методов, и т. д.
На предприятии должно быть несколько кружков каг чества. В этом случае обмен опытом может быть более эффективным. Кроме того, это позволяет ввести соревновательное начало, поскольку лучшие кружки качества могут поощряться.
Методы регулирования технологического процесса направлены на проверку и оценку качества готовой продукции. В этом случае в качестве основной причины производства некачественной продукции рассматривается неправильная организация производственного процесса. В случае, если продукция не соответствует установленным стандартам, процесс производства останавливают для того, чтобы внести в него технологические изменения.
Кроме того, при использовании метода регулирования технологического процесса могут проявляться и «входные характеристики», то есть качество сырья,, из которого изготовляется продукция.
Статистические методы направлены в первую очередь на сбор и анализ материала; полученные в результате применения статистических методов данные затем обобщаются и интерпретируются. Статистические методы помогают представить полную картину производственного процесса, а следовательно, принимать более обоснованные решения.
К статистическим методам относят: