Сетевой маркетинг — это система сбыта, позволяющая потребителям стать распространителями товара и создавать новые уровни-сети по его распространению. При этом все сети участвуют в формировании и развитии нижележащих сетей и в прибылях своей сети. Данная система зародилась в США и носит название Multilevel Marketing (МЛМ) (дословный перевод: «Многоуровневый маркетинг»). В экономической литературе она стала именоваться «Сетевым маркетингом» (СМ).
Сетевой маркетинг, как новое явление в экономической жизни, требует нового подхода и к человеческому общению, взаимоотношениям между людьми. Именно это становится одной из важнейших составляющих профессионального мастерства специалиста, работающего в сфере сетевого маркетинга. Оно проявляется в его способности к эффективные контактам с представителями различных социальных слоев.
Сетевой маркетинг как деловая система, разработана для того, чтобы любой человек мог при желании стать предпринимателем и начать свой собственный бизнес при минимальных затратах. Пока еще сетевой бизнес зачастую отождествляют с пирамидой. Пирамиду как организационную форму бизнеса описал в свое время Д. Блек: «На определенном этапе роста любая организация, которая распределяет продукты или услуги, принимает структурное построение в форме пирамиды.
Эта пирамида имеет большое количество уровней, которые постоянно увеличиваются при продвижении к ее основанию. Правительство и школы — пирамиды, церковь и армия — пирамиды, все успешно развивающиеся фирмы и компании — это тоже пирамиды. Сила в любой многоуровневой пирамиде приходит от основания, но, взамен, от вершины поступают результаты в виде реальных действий и услуг — это закон пирамиды».
Если закон пирамиды нарушается, то изменяется качество — пирамида становится нелегальной. И вопрос состоит не в том, является ли организационная структура бизнеса пирамидой или нет, а в том, имеются ли реальные ценности в этом конкретном бизнесе. Наличие ценностей делает бизнес моральным, этическим и легальным. Отсутствие реальных ценностей — это обман, обманная схема. И при этом совершенно безразлично, относится ли бизнес к MLM или нет.
Практика доказала, что сетевой маркетинг — это реально существующая система дистрибьюции и продажи, в рамках которой независимые стороны контракта зарабатывают комиссионные от продажи продуктов или услуг, которые им передает производитель. Единственный способ зарабатывания денег в этом бизнесе — продажа продукта. Выплата же вознаграждения только за набор людей (сотрудников) — это обман и нелегальная пирамида.
Многоуровневый маркетинг отличается от прямой продажи спонсированием продавцов товара. Спонсирование — действие, позволяющее бизнесу МЛМ стать крупным. Когда организация начнет расти, индивидуальный коммерсант превращается в независимого и успешного бизнесмена. В обычном бизнесе, как правило, реализуются следующие принципы:
¦ поступая работать на фирму непосредственной прот дажи, ты работаешь в интересах фирмы;
¦ отказ от работы или смена места жительства, априори предполагает начинать все с нуля.
Система пирамиды в МЛМ построена сверху вниз с прохождением ряда ступеней организационного и экономического роста. В треугольнике МЛМ каждый начинает внизу и каждый имеет возможность создать бизнес, даже во много о раз больше, чем у спонсора.. Схематично процесс разработки экономического обоснования развития сетевого маркетинга представлен в таблице.
Экономическая обоснование схемы формирования организационной сети в сетевом маркетинге
Привлечение новых участников процесса продаж товаров или потребителей товара
Расчет общего числа участников процесса
2×2 =4×2 = 8×2 = 16
2 + 4 + 8 + 16 = 30
3×3 = 9×3 = 27×3 = 81
3+9 + 27 + 81 = 120
4×4 = 16×4 = 64×4 = 256
4 + 16 + 64 + 256 = 350
5×5 = 25×5 = 125×5 = 625
5 + 25 + 125 + 625 = 780
Когда записывается первая строка умножения, то любой предприниматель вошедший в данный бизнес, как правило, говорит: «Допустим, я спонсировал (обучил, вовлек в дело) двух человек и каждому помог спонсировать еще двух. В результате к организации MLM прибавилось четыре человека. А когда каждый из них привлечет еще по два человека, то добавится сразу восемь…». Когда вы начинаете строчку «3 х 3», общая численность увеличивается в 4 раза… Причем всего плюс один человек на каждого участника»… На примере «5 х 5», когда каждому нужно спонсировать всего на три человека больше, объемы привлечения возрастают уже значительно. Итого плюс три дает рост привлечения в сеть в 26 раз.
Практическая значимость формирования сети предполагает высокий конечный результат, так как понятно, что значит спонсировать на 1, 2 или 3 человека больше, но труднее представить цифры 16, 81, 256, 625. И еще труднее — 30, 120, 350, 780. Теперь если поставить себя в последнюю строчку таблицы то можно отметить следующее. Вовлечение в бизнес 5 человек, которые всерьез хотят создать свой собственный бизнес практически формирует основу — фундамент сетевого маркетинга. В дальнейшем возможно потребуется спонсировать-10,15 или 20 человек для того, Чтобы найти новых 5 «серьезных».
Расшифруем, что означает слово «серьезный». Это человек — бизнесмен, который уже понял суть системы многоуровневого маркетинга, готов активно, основательно, целеустремленно работать над созданием. Пока будет идти процесс создания такой разветвленной сети — команды дистрибьюторов, естественно воз-никновение вопроса: «Кто должен продавать товары?». Однако построение сети и предполагает, что каждый их формирующих сеть функционеров и есть продавец, находящийся на первом уровне иерархии компании. То есть 2 х2 = 4 … и так до 780 бизнесменов-продавцов.
Для фирмы с многоуровневым маркетингом, имеющей 780 партнеров, которые сами пользуются товаром, это уже много. Плюс только «покупатели товара», которые не желают быть в системе MLM.
Допустим, что каждый из 780 бизнесменов-продавцов фирмы MLM сумел сделать покупателями товара по 10 друзей, родственников, знакомых. Требуется партия товара, в 7800 штук + 780 купили сами продавцы до того, как начали продавать. Это. — 8580 потребителей! Однако опору сети составляют пока лишь 5 «серьезных» дистрибьюторов, а не 8580 вошедших в структуру лиц.
Из чего складывается в этом случае доход? Если каждый из рассматриваемых потребителей купит продукции всего лишь На 100 долл., то оборот составит 780 тыс. долл. у того, кто работает всего лишь с 5 «серьезными» предпринимателями.
Каждый из 780 дистрибьюторов тоже купит продукцию, к примеру, тоже на, 100 долл. каждый. В результате, оборот только по этой сети достигнет 858 тыс. долл. 5% от этого оборота составит доход того, кто создал эту сеть. Этот доход в сетевом маркетинге может быть как за месяц, так и за год, в зависимости от того, как работает сеть. И что интересно, каждый дистрибьютор работает только «на себя», независимо ни от кого, зарабатывая деньги от продаж, потому что имеет свою скидку. И каждый создает себе свою сеть, от чего и варьируется величина дохода.
Ярмарки-выставки
Торговая ярмарка или ярмарка-выставка — кратковременное, периодически и в основном в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого большое количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) представляет объективный масштаб товаров и услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки.
Ярмарка как форма оптовой торговли имеет как общие, так и отличительные особенности по сравнению с обычной рыночной формой продажи продукции. Торгово-промышленная выставка (Exhibition Ausstellung Exposition) — это кратковременное, периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения товаров и услуг одной или нескольких отраслей и стремятся информировать конечных потребителей (или же и промежуточных) о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам.
Давая определение ярмарки, следует иметь в виду, что отдельные исследователи, опираясь на отечественную практику, данное мероприятие представляют как экономическую выставку с правом продажи товаров со стенда, что вступает в противоречие с точкой зрения, описываемой ранее. Выставку же определяют довольно пространно — это демонстрация достижений человека в областях науки, техники, промышленного производства, сельского хозяйства.
Согласно определению, выработанному в 1956 г, рабочей группой по международным ярмаркам Комитета по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН, «универсальной ярмаркой образцов называется обширный рынок, открытый для всех секторов производства и организуемый через регулярные промежутки времени, неизменно в одном и том же месте, в определенное время года и на ограниченный срок.
Непосредственная продажа экспонатов на них не разрешается. Цель ярмарки — дать возможность экспонентам представить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и технические усовершенствования в целях заключения торговых сделок как в национальном, так и в международном масштабах».
Основными отличительными признаками, проводящими грань между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками, является масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущие выставкам.
Основные условия проведения любой ярмарки:
¦ представление новых товаров, услуг, опыта и др.;
¦ необходимость в разъяснении и демонстрации предложенных товаров;
¦ развитие контактов и их связь с реализацией;
¦ демонстрация явных преимуществ предложенного товара по сравнению с товарами конкурентов;
¦ изучение рыночной структуры, исследование новых путей распространения.