Для выбора правильной предпринимательской стратегии необходимы соответствующие критерии. При этом учитываются следующие факторы:
- рост компании. Она должна сделать выбор в пользу стратегии концентрации, чтобы предотвратить распыление собственных средств и сосредоточить усилия на тех рынках, где деловой успех может быть достигнут сравнительно быстро;
- стабильность рынка. Здесь можно рекомендовать стратегию последовательного освоения рынков нескольких регионов для снижения степени риска. Необходимо учитывать регионы с повышенным риском для предпринимательства: в этом случае концентрация, как правило, слабее и больше свободы для ценовой политики;
- однородность рынка. На подобных рынках фирме обеспечена возможность для стандартизированной политики продаж и для получения высокой прибыли;
- интенсивность конкуренции. Сильное давление на цены за товары и услуги требует от фирмы постоянного ограничения издержек, что достижимо путем концентрации на главных рынках. Возникает простор для ценовой политики. Рынки со сравнительно низкой интенсивностью конкуренции дают определенные возможности для экспансии;
- потенциал конкуренции, который возникает благодаря инновациям в отношении предлагаемой рынку продукции. Такой задел сохраняется, как правило, лишь в течение довольно ограниченного времени, пока конкуренты осваивают аналогичные продукты. Если ресурсы предприятия позволяют, целесообразно одновременное освоение рынков нескольких регионов или стран ближнего зарубежья.
Из анализа практика формирования и использования маркетинговых стратегий в хозяйственной деятельности российских коммерческих фирм можно сделать следующие выводы:
- необходимо однозначное решение в пользу определенного сегмента рынка и энергичные шаги в интересах конкретных целевых групп. Критерии для принятия решений могут быть связаны с имиджем фирмы, «философией» предпринимательской деятельности или принципами политики качества услуг;
- целесообразно проведение стратегии конкретного продукта в направлении избранной целевой группы. Это политика качества высшего уровня, в наибольшей мере соответствующая ценностным представлениям и покупательной способности потребителей;
- нужна концентрация на основных сферах деятельности и предоставление потребителям самого широкого ассортимента услуг;
- эффективно предложение комплексного решения проблем для основного контингента клиентов. Это означает отказ от отдельных элементов сервиса в соответствии с пожеланиями целевой группы потребителей;
- характерно поддержание тесных, постоянных связей с покупателями, что имеет значение не только для создания имиджа фирмы и успеха ее работы, но и для развития инновационных идей.
Одновременной со стратегией маркетинга разрабатывается и его тактика, которая является реакцией фирмы на постоянно меняющиеся внешние условия. К тактическим задачам относятся организация товароведения, реклама, стимулирование продаж и др.
Их решению способствуют различные приемы: энергичные действия по продвижению на рынок изделий фирмы, прямые контакты с потребителями и поставщиками, участие в выставках, ярмарках, рассылка рекламных каталогов по почте, повышение эффективности сервиса и т.д.